Я видел три предыдущих фильма Мэла. Причем первый — еще на видеокассете. Тогда я был мал и неопытен. Плакал на сценах расправы. Вырастал при крике героя «Шотландия!», но еще не понимал, что надо жалеть, что не видел все это на большом экране. Но когда спустя 8 лет Папа Римский на предпоказе прошептал: «так и было», я уже стоял в очереди на второй фильм. И пусть было ничего не понятно (актеры говорили на арамейском и латыни), но действо держало. И было непонятно: Мэл настолько религиозен или настолько богохулен? А ведь он ради библейской истории поставил на алтарь свою карьеру и репутацию, а в ключевой сцене прибития Христа к Кресту не выдержал и сам взял молоток в руки (ну не богохульник ли?). Люди выходили из кинозала без слов. Как из мавзолея. Шедевр или провал? Продюсер смотрит на кассу. Полную. Но все же, кажется, на грани. А я мысленно уже занимал очередь в кассы следующего фильма. И дождался. Истории ведомых на алтарь индейцев. Познавших всю безумную жестокость Майа и показавших мне, как 100 конкистадоров Кортеса смогли спустя несколько месяцев опрокинуть 100 тысячную армию Теночитлана. Жестокость и страдания будущего далеки и неочевидны. А свои душегубы рядом, и они уже враги. Ставки сделаны в истории – мир изменился, а все индейцы вымерли. Ставки снова ставил Американский Австралиец. Апокалиптика…  Это не конец света – это обновление. Из зала после всей крови, которой было больше чем ливня в тропической Мексике, я выходил обновленным. Настолько, что не ждал следующего фильма.

Но Гиббсон его начал делать. И погрузился так, что пропал отовсюду. А вынырнул в первой же сцене нового фильма… в статичной, но цитирующей Рядового Райена. Спилберг, конечно же, создал лучший фильм. И это вершина покруче Эвереста. Сколько крушений. Достаточно Михалкова, а зарятся все, и 28 Панфиловцам не остановить одного Райена. И Гиббсон сразу обозначил своего оппонента. Со своим «рядовым». Выбран новый Молодой герой, как первый Сумасшедший Макс. И вот, подсознание раздает хвальбы оператору и картинке, которую рисует Мел. Яркой, правильной, Но… как же она скучна. И статична. Статичная война…. Где это можно увидеть? Да битва Карпова и Каспарова была динамичнее. Даже в генеральных штабах больше динамики на картах, оформляющих стены. А на сцене лекалами учебников из серии «первый класс сценариста» по проверенным рельсам печально катил фильм. Чух-чух…

Предсказуемый медленный сюжет оставлял не только простор для сравнений с великой классикой, но и время вспомнить Рядового Райена. Сцену высадки на Омахе Бич я смотрел на большом экране раз 20. Но ни разу не досмотрел фильм. Я не знаю, что случилось с третьим сыном Миссис Райен. Не потому что скучно. А потому что мне было реально страшно. Не от взрывов. А от происходящего в моей грудной клетке. Каждый раз.

А тут… Гиббсон вообще в армии служил?! Или ему молоток на Голгофе мозги отбил? А окружение? Википедию бы почитали. Русскую. Ее не переписали. Рядовой… А кстати, почему новобранец — КАПРАЛ? А потому что все не надо молчать про Гуам и Филиппины, а на Окинаве Досса так и вообще не было. А были сплошные муссоны в том мае при штурме той высоты. Но они бы испортили картинку. А картинка это то, что почему-то хвалят в этом фильме. Повезло герою Фильма — он скончался в 2006м. Не увидел, в какую героическую сагу превратился его рассказ. Из каждой детали получился целый автомат по производству денег.

А война… Война это не только деньги, это еще и души. В цирковом шоу их не прочувствовать.

Впрочем, может быть прототип героя и, наоборот, возгордился бы «собою», впал в старческий маразм и прожил бы еще лет двадцать на этом сладком обезболивающем.

Нам не узнать. А я подожду Храброе Сердце на большом экране. И пока что все же попробую досмотреть «Рядового».

Великий режиссер Спилберг, хоть это и без меня очевидно.