Мы – то что мы едим? У каждого свои ценности. По мне так:

Мы – то что мы мыслим.

Это не просто фраза. Каждая мысль – порождает следующую. Нет, цепочки не всегда очевидны, мысли порождают эмоции, а уже эмоции генерят новые мысли. Или мысли преобразуются во сны, а с утра – я уже думаю об увиденных снах. Как бы глубоко не анализировать – можно простроить цепочку причино-мыслей. На востоке это называют Кармой. И вот ты движешься вперед по коридору реальности – ни шагу в сторону. Ведь там стены. И если даже стены не из бетона, а шоры сбоку от глаз, в любом случае ты видишь только то что впереди, так что – только вперед! Мысль за мыслью. Шаг за шагом. Мне это напоминает коридоры лабиринта для лабораторных мышей, бегущих за едой к кормушке. Но – мы не только то что мы едим, мы еще и то что думаем.

Крыска бежит в колесе: шаг за шагом проворачивая до бесконечности колесо, так и я мысль-за-мыслью толкаю колесо сансары. Вооон какое колесо!

– Вишь ты, – спросил я, – вон какое колесо! что ты думаешь, доедет то колесо, если б случилось, в Москву или не доедет?
– «Колесо сансары?», – спросил я другой. –  Очевидно это зависит от мыслей – от того, куда же они докатятся.

И эта мысль – тоже пришла из интернета. Сейчас почти все приходят оттуда. В какой-то момент интернет становится врагом: шаг за шагом – ссылка за ссылкой, экран за экраном, видеоролик за роликом ты все глубже погружаешься в сети. Каждый раз, присев лишь на минуточку. Планировалось, что во всемирной паутине я буду паучком-победителем, а оказался трупиком мухи. И ни курсы тайм-менеджмента, ни клиники по снятию зависимости – никто не спасет несчастного пользователя.

Но решение, по закону жанра пришло именно оттуда, где не ждешь: из самой проблемы.

Да. Интернет сам помогает себя ограничивать: он стал слишком умным: настраиваемая выдача роликов в ютюбе, баннеров и рекомендаций рекламы, даже страницы-подсказки гугля: все учитывает твои предыдущие действия. И теперь, прежде чем ткнуть на ролик, перейти по рекламе или кликнуть на новость, подсознательно задумываешься: «а оно тебе надо? Ведь потом везде тому-подобное будет подсовывать браузер», и рука сама отводит курсор в сторону. Спасибо, как-нибудь сегодня без вас.

Но осознавая, что как бы ты не пытался «скрыть историю» – цифровой след все равно тебя отследит. Микро-точки бифуркации. Этакие квантовые флуктуации (каждый баннер, каждое взаимодействие с действиями бигдаты) – каждая точка меняет судьбу. Значит это тоже самое что и карма. Единственный выход – не ходить туда и не делать того, что может потом тебе аукнуться. Боялись цензуры? Самоцензура рулит. Вот такая гигиена ума – точно такой же механизм как и с формированием мышления.

«Цифровая карма». Коридоры и стены реальности подсовываются в зависимости от твоего цифрового следа. Это он даёт материал для запросов. Запросы выдают показы. Показы формируют желания (что купить, что прочитать, о чем переживать и думать), Они создают новые показы – это замкнутый цикл колеса. Более того осознав — я начал лайкать, не чтобы почесать самолюбие кому-то или себе, а чтобы система подсмотрела и решила что мне показывать дальше. Твоё мышление – результат BIG-data. Боялись БигБраззера, а пришла БигДата – сестра видимо. БигДата имеет тебя. Без собственных далеко идущих целей. Лишь ради роста потребления. Но и эволюционеры современной Европы происходила лишь ради роста потребления (со времен протестанизма). И ничего. Нормальные люди получились. Не дикари – уж точно.

Но в любой момент можно задать вектор развития, насаждать людям новые взгляды. ох уж эти пресловутые «ценности». И не обязательно как делали в СССР. Но точно можно создать нового человека. Минус ли это? Раньше мы могли уповать только на бога или на себя. А теперь еще и на БигДата. Ну то есть и она и Бог – через свое влияние воздействует на тебя. просто сменился субъект. Объект, похоже даже не заметил… Завуалированная пропаганда? Или броуновское течение судьбы – от многочисленных импульсов реклам, которые определят моё  будущее: Какую книгу увижу и прочту, какой ролик лекцию на ютубе посмотрю куда пойду учиться. Есть ли разница?

2019 год. Это уже не фантастика:

Бармен обжигается на работе, покупает крем для ожогов в магазине, а позже в тот день видит рекламу этого продукта в фейсбуке. В другом магазине кто-то кричит товарищу взять редбула; по дороге домой инстаграмм выводит спонсорское сообщение с этим напитком. Женщина занимается выпечкой и вслух восклицает, что хорошо бы купить миксер KitchenAid — и через несколько мгновений видит рекламу на телефоне. Два друга говорят о недавних поездках в Японию, а вскоре одному из них предлагают билеты со скидкой. Охрана аэропорта конфисковала у девушки флакон духов, а по приезду она видит рекламу местных парфюмерных магазинов в фейсбуке.

Первые годы такие «совпадения» вызывали неприятное чувство слежки и потери приватности. Но люди вскоре привыкли: все наши действия были записаны, пережёваны и выплюнуты на вас, чтобы принести пользу продавцам, рекламодателям и брокерам, которые их обслуживают.

– И чего тут боятся? Ну данные с телефона, браузера считываются гуглем и фейсбуком? Вот раньше – бог все видел. И что? Жили же. А сейчас – ну дадут тебе более соблазнительную рекламу. Но и бог через дьявола раньше искушал же. И все что надо делать – не делать ничего плохого. Так же раньше и жили.

И что характерно – бог если и видел все, то не карал же. Ну не видели мы как молния кого-то прошибала, или огонь сходил, за деяния, которые Бог подсмотрел. Так и сейчас все безопасно: хочешь греши и смотри рекламу или не греши, и вообще не смотри – обычно безгрешные в трясину инета и не суются.

– Вообще к чему это?
– Да здравствует новый бог! Всесильный маркетинг-бог. Не веришь в нашего бога? Можешь удалиться из соцсетей, закрыть браузер, перестать платить кредиткой… И что? как ты будешь жить? Как сто лет назад? Ты просто вернешься к олд-скульному богу. Тому который “бог все видит”. И по мне, лучше такой бог, чем маркетологовый.
– Ну и ок – я могу и с новым жить. Смотри, твой классический бог – это путь шилы, сутр, нравственности. Во многом это пассивный путь «неделания» – не делай плохого. Очень редко работало «делай хорошо, бог похвалит тебя». Новый же бог – это самадхи, тантра, осознанность. Можешь спрятаться (попытаться), а можешь осознанно делать шаги, наблюдая из-за чего возникают новые сигналы и как они на тебя влияют. Патиччасамупада. Наблюдать как развиваешься. Или развивают тебя. Главное – не забывайте про осознанность. Прошу.